Литература XX века

...писатель пишет прежде всего о современности, ставит и решает насущные проблемы своей эпохи, а потому изображает людей нашего времени, и если он каким-то образом обращается к прошлому, то это делается не ради самого прошлого, а ради современности… далее »

Живое творчество

...интересны и тем, что в них все противоположно тому, что мы привыкли видеть: у него фигуры статичны, даже статуарно неподвижны, а драпировки, рамы, лестницы и главное — пространство наполнены движением, одухотворены чувством, живой эмоцией... далее »

Поэтическая молодость

...человек должен сам пережить боль, потрястись человечьей бедою, людскою трагедией, убедиться, что иначе поступить нельзя, невозможно стерпеть, и тогда он одержим протестом, одержим одною страстью — бороться... далее »

Абстрактное искусство

...новое авангардное искусство изначально тематизирует диссонанс, двойственное стремление к созданию формы как универсального языка и к схватыванию в пластической форме динамично и неуловимо меняющейся жизни... далее »

Обогащенный кинематограф

...восстановлено утерянное было умение русской прозы говорить о малом факте жизни, как о Жизни. Чеховское, бунинское умение. Для классического русского рассказчика первостепенное значение имел сам факт жизни, а себя самого он ощущал как некий инструмент... далее »

 

Чингиз Айтматов. Великая история

Чингиз Айтматов. Великая история

«Пегий пес, бегущий краем моря» выделяется в творчестве Чингиза Айтматова своей тематикой. Повесть эта, во многих смыслах, имеет принципиальное значение: как относительно творчества самого писателя, так и относительно современного развития художественной литературы. В ней автор, прежде всего, уходит от своей коренной, «локальной» тематики, от киргизской действительности.

Чингиз Айтматов. Диалектика мифа

Чингиз Айтматов. Диалектика мифа

Чингиз Айтматов по своей художественной стилистике писатель чрезвычайно экономный и максимально емкий. Ему достаточно было вывести всего трех персонажей-мужчин, чтобы привести все сложные жизненные перипетии к одной точке, к трагической развязке. Когда начинаешь читать повесть с Момуном и Орозкулом «Белый пароход» — все понятно, а вот с третьим персонажем, с Сейдахматом, с тем, зачем он понадобился писателю, долго остается неясным.

Чингиз Айтматов. Человек – трагичен…

Чингиз Айтматов. Человек – трагичен…

Чингиз Айтматов пишет прежде всего о современности, ставит и решает насущные проблемы своей эпохи, а потому изображает людей нашего времени, и если он каким-то образом обращается к прошлому, то это делается не ради самого прошлого, а ради современности, чтобы ярче и глубже выявить суть человеческого в разрезе прошлого и современного.

Генрих Бёлль. Тревожные темы

Генрих Бёлль. Тревожные темы

В романе «Заботливая осада» (1979) писатель снова обратился к тревожным темам современности и освоил совершенно непривычную для него область общественного бытия: в центре действия люди, принадлежащие к привилегированному слою населения ФРГ. И эти миллионеры, показывает Бёлль, несчастны на свой лад: они чувствуют непрочность своего господства, им всюду мерещится «красная опасность».

Чингиз Айтматов. «Белый пароход»

Чингиз Айтматов. «Белый пароход»

С точки зрения жизненной достоверности «Белый пароход» — это повествование о событиях на одном из кордонов в киргизских горах. А с точки зрения жизненной концептуальности айтматовское повествование охватывает народную судьбу в ее историческом, а также современном и перспективном срезе.