Чингиз Айтматов. Великая история
«Пегий пес, бегущий краем моря» выделяется в творчестве Чингиза Айтматова своей тематикой. Повесть эта, во многих смыслах, имеет принципиальное значение: как относительно творчества самого писателя, так и относительно современного развития художественной литературы. В ней автор, прежде всего, уходит от своей коренной, «локальной» тематики, от киргизской действительности.
Чингиз Айтматов. Диалектика мифа
Чингиз Айтматов по своей художественной стилистике писатель чрезвычайно экономный и максимально емкий. Ему достаточно было вывести всего трех персонажей-мужчин, чтобы привести все сложные жизненные перипетии к одной точке, к трагической развязке. Когда начинаешь читать повесть с Момуном и Орозкулом «Белый пароход» — все понятно, а вот с третьим персонажем, с Сейдахматом, с тем, зачем он понадобился писателю, долго остается неясным.
Чингиз Айтматов. Человек – трагичен…
Чингиз Айтматов пишет прежде всего о современности, ставит и решает насущные проблемы своей эпохи, а потому изображает людей нашего времени, и если он каким-то образом обращается к прошлому, то это делается не ради самого прошлого, а ради современности, чтобы ярче и глубже выявить суть человеческого в разрезе прошлого и современного.
Генрих Бёлль. Тревожные темы
В романе «Заботливая осада» (1979) писатель снова обратился к тревожным темам современности и освоил совершенно непривычную для него область общественного бытия: в центре действия люди, принадлежащие к привилегированному слою населения ФРГ. И эти миллионеры, показывает Бёлль, несчастны на свой лад: они чувствуют непрочность своего господства, им всюду мерещится «красная опасность».